Вечерами, когда я сижу здесь, в Морбакке, и вспоминаю всё, что мной создано, меня радует одно... Я никогда не создала ни одного произведения, которое принесло бы вред человечеству.
из интервью Сельмы Лагерлёф
из интервью Сельмы Лагерлёф
Сельма Оттилия Лувиса Лагерлёф (20 ноября 1858 г. — 16 марта 1940 г., место рождения и смерти: родовая усадьба Морбакка (Вермланд)) — шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909), из восьмидесяти лет жизни пятьдесят посвятила творчеству. В молодости Сельма Лагерлёф создала уникальный в своем роде роман «Сага о Йёсте Берлинге», в годы зрелости — сказочную эпопею «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции», в старости — историческую трилогию о Лёвеншёльдах. Помимо этого её перу принадлежат романы, повести, новеллы, предания, литературные сказки, эссе, мемуары и дневники.
Мы расскажем чуть подробнее всего о трех канонах, но это не значит, что у нас не будет работ по другим произведениям Сельмы Лагерлёф.
Сага о Йёсте Берлинге — дебютный роман писательницы, по сути собрание народных преданий и легенд Вермланда. Главный герой — отрешенный от сана пастор Йёста Берлинг, натура сложная и противоречивая: он проповедует слово Божье, — и пропивает мешок с мукой, отданный ему на хранение нищим ребенком. Он собирается привезти другу невесту, — и сам влюбляется в нее. Он любит жизнь, но приговаривает себя к смерти в сугробе, и лишь вмешательство майорши из Экебю спасает его от гибели. Он испытывает благодарность по отношению к майорше, которая приносит добро всей округе, но и палец о палец не ударит, чтобы вступиться за нее, когда она оказывается в беде (по своим причинам).
Долгое время Лагерлёф пыталась написать эту книгу в соответствии с реалистическими тенденциями того времени, и потому книга не шла. Переломным моментом стала продажа имения Морбакка, вот как об этом пишет сама Лагерлёф в автобиографической новелле «Сказка о сказке»: «Вечером накануне того дня, когда она уезжала оттуда, чтобы, может быть, уже никогда больше не увидеть это дорогое ей место, она решила покориться и писать книгу по-своему, сообразуясь со своими слабыми силами. Шедевра из книги, как она на то надеялась, не получится. Это будет книга, над которой люди скорее всего посмеются, но она все равно ее напишет. Напишет ее для самой себя, чтобы спасти для себя то, что она еще может спасти от своего дома: милые старые истории, радостный покой беззаботных дней и прекрасный вид с длинным озером и мерцающими серебристыми холмами».
Самой известной книгой Сельмы Лагерлёф считается Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции, задуманная как учебник для детей первого класса, которая в увлекательной форме поможет детям узнать географию, историю, зоологию, ботанику Швеции, а также легенды и культурные традиции. Основная идея этого произведения — прежде всего, воспитание личности. В книге животные наделены не только своими природными особенностями, но и человеческими чертами и характерами. Во время путешествия главный герой, хулиган Нильс, обретает способность «сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек». Птицы и звери выступают в роли своеобразных «воспитателей». Книга «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» была написана для детей, и потому вокруг Сельмы Лагерлёф создавался миф как о безобидной, доброй и несложной сказочнице, однако этот миф развенчивают как другие произведения писательницы, так и критические отзывы о «Нильсе» (некоторые критики считали, что книгу не следует рекомендовать детям). Помимо спорных эпизодов, связанных с христианской тематикой, книга полна бед, печалей и смертей. Лис Смирре то и дело загрызает то гуся, то ворона, то еще кого-нибудь беззащитного. Безжалостная лесная дева обрекает на смерть коров и лошадей, люди стреляют в птиц, великанша убивает рудокопов, старушка умирает, покинутая детьми... Лесные пожары, горные обвалы, морские бури уносят людские жизни. Целые селения вымирают от эпидемии неведомой хвори. Нищие дети скитаются по дорогам, прося ночлега и подаяния. Даже берега и шхеры, где расположен Стокгольм, становятся дивно прекрасными и притягательными лишь после того, как их омыла морская вода, с которой смешалась кровь смертельно раненной русалки.
Трилогия о Лёвеншёльдах посвящена истории одной семьи на протяжении пяти поколений и состоит из трех частей: Перстень Лёвеншёльдов, Шарлотта Лёвеншёльд, Анна Сверд. Здесь Сельма Лагерлёф показывает картину жизни Швеции XVIII-XIX вв., события разворачиваются в двух провинциях — Вермланде и Далекарлии, люди там живут во власти семейных событий и преданий. Эта книга имеет много точек соприкосновения с предыдущими произведениями писательницы, в частности, с «Сагой о Йёсте Берлинге». Один из главных героев — Карл-Артур Экенстедт, — как и Йёста, полон противоречий. Он пастор, но не любит людей, он проповедует аскетизм, но не отрекается от земной любви к жене, он восхваляет бедность, но не может отказаться от привычных удобств. Он отворачивается от близких людей — матери, невесты, жены, но практически со второй встречи доверяется лживой жене органиста Тее Сундлер. Антиподом Карла-Артура является заводчик Шагерстрём, натура цельная и способная к настоящей любви. В трилогии, как и в других произведениях Сельмы Лагерлёф, очень важны женские персонажи, по большей части это сильные личности, и каждая наделена собственным характером. В основу романа положены в числе прочего и документальные источники — дневники и письма пастора Карла Кристиана Эстенберга.
Описания канонов подготовлены по материалам:
Людмила Брауде. Сельма Лагерлёф и мир ее творчества.
Мария Порядина. Долги и завещание шведской королевы: К 145-летию со дня рождения Сельмы Лагерлеф.
Статья Сельма Лагерлёф и википедия.
Список произведений:
Сага о Йёсте Берлинге (Gösta Berlings saga, 1891).
Невидимые узы (Osynliga länkar, 1894).
Чудеса антихриста (Antikrists mirakler, 1897).
Королевы из Кунгахэллы (Drottningar i Kungahälla, 1899).
Предание о старом поместье (En herrgårdssägen, 1899).
Иерусалим (Jerusalem, т. 1. Далекарлия, 1901; т. 2. Иерусалим, 1902).
Деньги господина Арне (Herr Arnes penningar, 1904).
Легенды о Христе (Kristuslegender, 1904).
Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции (Nils Holgerssons underbara resa genom Sverige, т. 1-2, 1906—1907).
Сказка о сказке и другие сказки (En saga om en saga och andra sagor, 1908).
Дом Лильекруны (Liljecronas hem, 1911).
Возница (Körkarlen, 1912).
Император Португальский (Kejsarn av Portugallien, 1914).
Тролли и люди (Troll och människor, т. 1-2, 1915—1921).
Изгнанник (Bannlyst, 1918).
Морбакка (Mårbacka, 1922).
Перстень Лёвеншёльдов (Löwensköldska ringen, 1925).
Шарлотта Лёвеншёльд (Charlotte Löwensköld, 1925).
Анна Сверд (Anna Svärd, 1928).
Мемуары ребенка (Ett barns memoarer, 1930).
Дневник (Dagbok för Selma Ottilia Lovisa Lagerlöf, 1932).
Материал из Википедии
Книги на ЛитМире
Книги в библиотеке Белоусенко
В 1919 году Сельма Лагерлёф продала все права на экранизации всех ее еще не опубликованных произведений компании шведского кино и театра Svenska Biografteatern. Многие книги были экранизированы во время «Золотого века» шведского немого кино. Помимо немого кино существуют и более поздние адаптации, в том числе на телевидении.
Фильмы по книгам Сельмы Лагерлёф на «Кинопоиске»
Akitosan
Villisa21
Василиск в орешнике