1. Серебряное копытце.
Название: Серебряное копытце: лань, олень и косуля
Автор: ОК Павел Бажов
Форма: аналитика
Размер: 453 слова, 11 иллюстраций
Категория: джен
Рейтинг: PG
Исходники: официальные иллюстрации, фотографии из Интернета, прикладное искусство, клипарт.
Задание: Тема 2. Я так вижу - неофициальная визуализация персонажа.
Краткое содержание. Как все-таки выглядел Серебряное Копытце?
Примечания. При подготовке использовались подборки иллюстраций из блога kavery.dreamwidth.org и фото животных из sergey-sk78.livejournal.com
- Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем - там и появится дорогой камень. Раз топнет - один камень, два топнет - два камня, а где ножкой бить станет - там груда дорогих камней.
Сказал это, да и не рад стал. С той поры у Дарении только и разговору, что об этом козле.
- Дедо, а он большой?
Рассказал ей Кокованя, что ростом козел не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая. А Даренка опять спрашивает:
- Дедо, а рожки у него есть?
- Рожки-то, - отвечает, - у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток.
- Дедо, а он кого ест?
- Никого, - отвечает, - не ест. Травой да листом кормится. Ну, сено тоже зимой в стожках подъедает.
- Дедо, а шерстка у него какая?
- Летом, - отвечает, - буренькая, как вот у Муренки нашей, а зимой серенькая.
(…) - Сдалека-то его не разглядишь. У всех козлов осенью рожки есть. Не разберешь, сколько на них веток. Зимой вот - дело другое. Простые козлы безрогие ходят, а этот, Серебряное копытце, всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой. Тогда его сдалека признать можно.
При словах «дикий козел» обычно вспоминаются горные козлы, но Бажов имел в виду совсем другой вид животных. Лесная коза, или дикая коза – это европейская косуля, некрупный олень со сравнительно коротким туловищем.
Косулю не нужно путать с более крупными родственниками -
оленем
и ланью
Известно, что со словами «косуля» и «лань» связана постоянная путаница. Из-за того, что эти слова женского рода и ассоциируются с чем-то женственно-хрупким, многие считают, что так называются самки оленей. Вовсе нет, это самостоятельные виды, пол уточняется как «самец лани» или «самка косули». И, несмотря на изящество и внешнюю хрупкость, и косуля, и более крупная лань довольно опасные животные; Кокованя не зря волновался за Даренку. Высота обычной косули в холке – 65-80 см, то есть, действительно, «не выше стола», и силуэт у нее вполне характерный из-за короткого тела и задних ног, которые несколько длиннее передних. Кроме того, от других оленей косуля хорошо отличается по рогам.
По рисункам художников-иллюстраторов сразу можно понять, кто из них, рисуя Серебряное Копытце, действительно имеет в виду косулю, а кто - некоего условного оленя.
Вот это – косуля (художник Александр Кошкин):
Вот это условные олени (рисунок с палехской шкатулки и иллюстрация художника М.Пыльцына):
А вот это вообще сказочные животные с весьма-таки фантазийной формой рогов (иллюстрации художницы О.Романовой и неизвестного автора):
Так что правильный рисунок Серебряного Копытца будет примерно таким:
...И как-то вот так получилось у них с Муренкой:
2. Таюткино зеркальце.
Название: Таюткино зеркальце: правда или вымысел?
Автор: ОК Павел Бажов
Форма: аналитика
Размер: 166 слов, 1 иллюстрация
Категория: джен
Рейтинг: PG
Исходники: фотографии из Интернета
Задание: Тема 2. Я так вижу - неофициальная визуализация персонажа.
«Был еще на руднике такой случай.
В одном забое пошла руда со шлифом. Отобьют кусок, а у него, глядишь, какой-нибудь уголышек гладехонек. Как зеркало блестит, глядись в него - кому любо.
Ну, рудобоям не до забавы. Всяк от стариков слыхал, что это примета вовсе худая.
- Пойдет такое - берегись! Это Хозяйка горы зеркало расколотила. Сердится. Без обвалу дело не пройдет».
Оказывается, это не выдумка Бажова. Существует такое явление, как «зеркало скольжения». Когда каменный пласт разрывается, и образовавшиеся блоки начинают смещаться вдоль разрыва, они отполировываются друг об друга трением. Вес породы велик, давление огромное, поэтому поверхность может получиться гладкая, как зеркало (если позволяет структура самого камня), с отдельными штрихами или бороздками, по которым можно определить, что и куда перемещалось. Происходит это чаще всего при тектонических сдвигах или оползнях, и говорит о том, что горные породы в этом месте нестабильны – то есть, это действительно примета возможного обвала.
Вот так выглядит зеркало скольжения на куске породы хромита. Зеленые кристаллы – это гранат уваровит; их практически «втерло» в основную породу. Сарановское месторождение, Урал.
3. Степан, Данила и Хозяйка.
Название: Степан, Данила и Хозяйка
Автор: ОК Павел Бажов
Форма: аналитика, виртуальный кастинг
Размер: 869 слов, 13 иллюстраций
Категория: гет
Рейтинг: PG
Исходники: фотографии из Интернета, кадры из фильмов, официальные и неофициальные иллюстрации.
Задание: Тема 2. Я так вижу - неофициальная визуализация персонажа.
Размещение: После деанона с согласия автора
Героев двух романтических историй, Степана и Данилу, часто путают между собой не очень внимательные читатели (особенно те, кто полностью читал сказы из»Малахитовой шкатулки» только в детстве). Хотя это два разных человека и две разные судьбы.
Данила (в детстве Данилка-Недокормыш) – мастер-камнерез. Сирота, сначала учился у знаменитого мастера Прокопьича, потом стал мастером сам. Был в каком-то смысле одержим идеей «вершины мастерства» и Каменным цветком, как выражением этого мастерства. Незадолго до своей свадьбы с Катей Летеминой ушел к Хозяйке в горные мастера, предварительно уничтожив почти законченную работу. Катя не смирилась с его уходом, ждала его и звала, и в конце концов он к ней вернулся. У Данилы и Кати было 8 сыновей, один из которых, Митя, стал героем событий, описанных в «Хрупкой веточке», и дочка Настя, героиня незаконченного сказа Бажова «Теплая грань». То есть, основная тема Данилы – это ученичество и мастерство, и то, как трудно это мастерство совмещается с требованиями обычной жизни. При этом и сам Данила, а также и Митя, и Настя, и в каком-то смысле Катерина, на некоторое время становятся учениками Хозяйки.
Данилу традиционно изображают светловолосым, иногда немного не от мира сего, молодым человеком, как правило, в процессе работы над Каменным Цветком. В принципе, это не вызывает особых возражений. Вполне неплох и Данила из «Каменного цветка» 1946 года, основной нашей экранизации. В нем нет этой хрупкости и неотмирности, но зато видна одержимость, которая тоже должна была как-то проявляться в его облике.
На самом деле, прототипом Данилы был известный горщик, т.е. специалист по добыче драгоценных камней Данила Кондратьевич Зверев, ученик мастера Самойлы Прокопьича Южакова. Сохранились его фотографии, но уже в немолодом возрасте. Кстати, не факт, что в юности он был именно светловолосым. Судя по тому, что седина подкрашена темным, кожа загорелая, а брови черные, исходно он русый или даже темно-русый. Цвет глаз на фото не определишь, они могут быть и карими, и синими, и темно-серыми, но в любом случае достаточно яркими. И вообще, похоже, что про красоту-девичью сухоту Бажов не преувеличил.
Понятно, что изображение Данилы-Мастера не обязательно должно совпадать с портретом реального человека. Но если бы я искала актера на роль Данилы, то я выбрала бы Василия Степанова. Причем в том же гриме из фильма-который-мы-не-будем-вспоминать, в гриме он выглядит более интересным и утонченным. Вот так он выглядел бы рядом с зеленым сиянием платья Хозяйки:
Со Степаном все вышло сложнее, чем с Данилой. (Эта история, судя по всему, случилась почти одновременно с Данилиной или чуть позже: на момент смерти «старого барина» и Митя, и Танюшка достигли брачного возраста, но для девушек этот возраст начинался раньше, да и старших сыновей у Степана было меньше – стало быть, Степан позже женился.) Хозяйка велела, чтобы Степан передал приказчику: «Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался.» За это Степан был жестоко бит, но Хозяйка его выручила… ну а дальше все пошло достаточно грустно. Степан полюбил Хозяйку, но женился на простой девушке, которой дал слово. Нажил с ней детей, но счастливым так и не стал, и умер от тоски. Но его дочь впоследствии разделила судьбу и предназначение самой Хозяйки.
В фильме «Степанова памятка» его играет Геннадий Егоров. Местами мне его игра нравится, местами – нет (тут вопросы скорее к очевидным косякам сценария), но, в общем, можно придумать и более удачные варианты.
Раз Данилу у нас будет играть актер по фамилии Степанов, то для симметрии следовало бы подобрать на роль Степана кого-нибудь по имени Данила :-) Шутки шутками, но Даниил Страхов – вариант вполне достойный. Слишком красивый, это да, но зато его яростный темперамент и внутреннее напряжение как нельзя лучше подходит безбашенному Степану. Сделать лицо и волосы чуть менее холеными – и вот он, первый парень на деревне, способный прилюдно назвать надзирателя душным козлом, сдержать слово, даже когда его очень трудно сдержать, и до самой смерти любить живую женщину в каменной статуе…
А можно сделать совсем по-другому. Пусть Степан будет не так хорош собой, но зато полон жизненной энергии. Задира и зубоскал, толковый, но не дурак подраться, тот, кто ради гонора перед девкой способен хоть голову под топор, и в то же время – способен любить и тосковать не напоказ и всю жизнь. Вот он, избитый, но непобежденный, смотрит на Хозяйку – ты видишь, я справился… Рэй Парк.
Но самое трудное – это, конечно, сама Хозяйка.
В «Степановой памятке» ее играет Лариса Чикурова.
В «Каменном цветке» - официально признанная красавица Тамара Макарова.
А уж других изображений и не сосчитать – весь Интернет полон. Понятно же, как рисовать – зеленоглазая брюнетка с длинной косой, в зеленом платье и драгоценностей, драгоценностей побольше… Ну и ящерица где-нибудь, это уж непременно. Но очень редко попадаются такие изображения, хоть фото, хоть рисунки, которым можно поверить – да, это Хозяйка, а не просто ее платье и кокошник. Лицо вне возраста, властность и внутренняя сила, совершенство и строгость камня и намек на живую душу… Да. Пожалуй, нет ни одной известной актрисы, поглядев на которую, я сказала бы – да, это сама. Разве что случайный ракурс покажет какое-то сходство,отдаленный намек...
читать дальше(Деми Мур)
И в этом есть некая правда – не все можно изобразить, кое-что остается тайной :-)